Последние комментарии

  • Владимир19 июля, 17:57
    нехай боятся, умом убогие...  :-) Американцев пугают российским истребителем «Черная чума»
  • 65aleksey-s@rambler.ru Леонтьев19 июля, 17:49
    с чем-то можно согласиться. 1 ни слова о Не -100 2 ни слова о преимуществах моторов с водяным охлаждения над воздушны...Боевые самолёты. Такой странный «Messerschmitt» Bf 109
  • Коротков Иван Владимирович19 июля, 15:02
    Автор не разобрался с ампуломётом. Смею заверить, что при обороне Сталинграда и Ленинграда это оружие нашло свою нишу...Малоизвестные виды древнего оружия
  1. Блоги

Авиапушечный детектив Марка Биркье

Работая над циклом «Оружие Второй мировой», порой перелопачиваешь столько информации, что волей-неволей тянет написать более широко о каком-либо моменте. Как, например, получилось с историей Марка Биркье и его пушки HS.404.

Авиапушечный детектив Марка Биркье


 

В своих статьях об артиллерии я как-то позволил себе мысль, что в каждой пушке можно открыть детектив.
Здесь будет та еще бондиана, со всеми непременными атрибутами.

Но начнем с главного героя. 

Марк, первоначально Биркигт. Родился в Швейцарии, там учился, служил, а когда пришло время заняться делом, дела-то как раз для Биркигта в родной стране и не оказалось. И он отправился гастерить в Испанию. Ну просто ближе не было ничего приличного в начале 20 века.

В Испании Биркгит занимался откровенными мелочами типа проектирования автомобилей и мимоходом придумал карданный вал как способ передачи крутящего момента от двигателя к колесам. До него Даймлер и Бенц в «Мерседесе» использовали цепной привод.

А в 1904 году в Барселоне была основана фирма La Hispano-Suiza Fabrica de Automoviles S.A., что означает «Испано-швейцарская фабрика автомобилей», где Марк Биркигт занимал пост генерального директора и главного конструктора.

И нет бы всю жизнь заниматься машинами, стать известным человеком, как те же Даймлер, Бенц, Порше, Ситроен… Биркигта понесло дальше. Вперед и вверх.

Все так странно сложилось, но в 1914 года он начинает заниматься авиационными двигателями. Более того, Биркигт проектирует просто чудо чудесное — V-образный восьмицилиндровый авиационный мотор Hispano-Suiza V8 с водяным охлаждением мощностью 140 л.с.



С чем можно сравнить этот мотор? Ну что-то типа пистолета Кольта 1911 года, винтовки Мосина, пулемета Максима. Классика на века.

Просто вдумайтесь в цифры: фирма Биркигта за Первую мировую войну выпустила более 50 000 этих моторов. На моторе летала вся Антанта, HS-V8 выпускали по лицензии во Франции, Великобритании, США, Италии, России и Японии.

Именно после войны на машинах Биркигта появилась фигурка летящего аиста – по совместительству эмблема знаменитой французской истребительной авиационной эскадрильи "Cigogne" (Аист).




Согласитесь, были бы двигатели дрянь – вряд ли летчики так расщедрились бы.






Между прочим, Рене Фонк, лучший ас Франции в Первую мировую


А дальше были еще два шедевра. В середине 30-х годов «Испано-Сюиза» начала выпуск двенадцатицилиндрового авиамотора HS-12Y, у которых в развале цилиндров размещалась автоматическая пушка Hispano-Suiza HS.404.



Пушка Hispano-Suiza Moteur Cannon стреляла, как понятно из фото, не сквозь лопасти винта, а через пустотелый вал, на котором, собственно, крепился винт. Это решение упростило многие вещи, избавив от необходимости устанавливать синхронизаторы.



Этому были рады многие страны. Не будем далеко ходить, вот та самая HS-12Y.



А вот наш ВК-105ПФ.



Увидели разницу? Вот и я тоже не увидел. Только вместо 404-й у нас ШВАК стоит.

Короче, мотор с пушкой понравился очень многим. И деньги за освоение лицензионного выпуска потекли даже не рекой в карман талантливому инженеру.

Но случилось непредвиденное обстоятельство. В 1936 году в Испании началась гражданская война. И не зная, как сложатся обстоятельства, Биркигт решил покинуть ставшей горячей Каталонию и перебрался во Францию.

Так Биркигт стал Биркье на французский лад. И продолжил заниматься тем же самым, то есть выпускать авиационные двигатели и пушки. И «Испано-Сюиза» постепенно стала даже теснить на рынке «Эрликон». Землячество, дело хорошее, но не в бизнесе, не так ли?

Но обожжённый огнем гражданской войны Биркье не зациклился на Франции и начал дружбу с англичанами, которым пушка от «Испано-Сюизы» понравилась больше «Эрликона».

Почему нет? Ну не ШВАК же ставить на «Спитфайры», правда? И Биркье (станем пока так его называть) начинает работу с британцами. В городе Грэнтеме была создана компания British Manufacture and Research Company (BMARC), фактически дочерняя структура «Испано-Сюизы». BMARC на протяжении 20 с лишним лет выпускавшая авиапушки «Испано-Сюизы».



Пока британцы строили завод, налаживали выпуск и все прочее, загорелось во Франции. Причем, загорелось по полной программе.

В 1937 году предприимчивым господам в правительстве Франции пришла в голову неплохая мысль о национализации. Действительно, а чего там какие-то частники делают бизнес на поставках в армию? И, тем более, не свои, а пришлые. И господа начали национализировать все предприятия, которые работали с военным ведомством.

Марк Биркье и его компания «Испано-Сюиза» на всем ходу влетели в это шоу и, вполне ожидаемо, пострадали по полной программе. Завод компании в Bois Colombes был национализирован, равно как конфискованы все прототипы и разработки Биркье.

В 1938 году Биркье и «Испано-Сюиза» объявили о своем банкротстве, и началась следующая часть шоу.

Биркье снова стал Биркигтом, все, что можно было эвакуировать из Франции, перевез на родину в Швейцарию, где основал новое предприятие Hispano-Suiza (Suisse) S.A.

Во Франции же потирали руки, предвкушая прибыли и дивиденды от конфискаций и национализаций. Все разработки Марка Биркье были переданы в государственный арсенал Шательро ("Manufacture d'Armes de Châtellerault"), где военные умники собирались самостоятельно завершить разработки, внедрить в серию и наладить выпуск новых пушек.

Проблемы начались сразу после того, как выяснилось, что Биркигт был отнюдь не дурак, и вывез все, что только смог. А смог он много, плюс главное – свою голову. Французов ожидало полное фиаско, потому что мало того что они не могли наладить своевременно выпуск оружия по уже заключенным контрактам, так на то, что было выпущено, невозможно было получить документальное сопровождение.

В Шательро снимали с повестки дня одну пушку за другой. По большому счету, французы смогли удержать на должном уровне только выпуск HS.404. Турельная версия HS.405 и 23-мм пушки HS.406 и HS.407 к началу 1939 года существовали лишь в единичных экземплярах. Забегая вперед, стоит сказать, что эти пушки так и не были освоены французами, и на их вооружении оставалась только 404-я.

Между тем Биркигт в Швейцарии понемногу оправлялся от удара, нанесенного французами, и налаживал выпуск пушек одновременно в Швейцарии и Великобритании. Проблемы были, но совершенно иного плана.

Ситуация была просто замечательная: во Франции было налаженное производство без малейших шансов на дальнейшие модернизации и разработки, в Швейцарии возрожденная «Испано-Сюиза» предлагала потенциальным клиентам и пушки, и всю соответствующую документацию. Несколько хуже было с производством.

Вообще, многие страны, купившие лицензию на производство HS.404 были поставлены в довольно некрасивую ситуацию, поскольку, например, в случае с США, купленная лицензия предполагала заключение контракта с французской стороной, которая оказалась не в состоянии осуществить техническое сопровождение продаваемой продукции.

Это можно назвать даже местью со стороны Биркье, но – ничего личного, правда?



А потом началась Вторая мировая война, и Франции не стало как таковой. Война закономерно разделила Швейцарию и Великобританию, оказавшихся в разных лагерях.

Но у британцев были проблемы с выпускаемой 404-й. Большие проблемы. А пушек нужно было все больше и больше, и вроде бы завод компании BMARC справлялся с объемами, но качество пушек было (по мнению англичан) неприемлемым. 

Британское военное ведомство даже пошло на беспрецедентный шаг – согласилось на поставку из США по ленд-лизу лицензионных HS.404. И после первой поставленной партии англичане поняли, что их пушки вполне себе нормальные.

В США особо не рыдали, и, оперативно вернув партию, установили их на «Аэрокобры» и сбагрили Советскому Союзу. Это были те самые ужасные пушки от «Олдсмобила», о которых написано довольно много и ни слова хорошо.

А у англичан шли валом пушечные «Харрикейны» (ну надо было хоть как-то сделать этот гроб конкурентоспособным) и «Спитфайры». Шла Битва за Британию, и пушки были очень востребованы.



И тут в дело вмешались джентльмены из британской разведки. Швейцарские резиденты вышли на Марка Биркигта и попытались объяснить, что британские джентльмены и сэры очень просят помочь им с пушками. В Британии свято уважают право частной и интеллектуальной собственности, не то что во Франции, но тем не менее, их тоже можно понять.

Биркигт понял. Потому без особых раздумий согласился помочь. Вряд ли «Испано-Сюиза» и сам он благополучно перенесли бы еще одну конфискацию завода.

В общем, Биркигт согласился на командировку в Британию. Но была маленькая проблема. Это разведка Германии, которая тоже умела работать, и запросто похоронила бы Биркигта, узнай о его планах.

Что-что, а это немцы умели.

Путешествие Биркигта из Швейцарии в Португалию по воздуху заняло 3 дня. Да, многовато, но в Европе шла война, поэтому даже нейтралам приходилось несладко. С помощью шведской авиакомпании ВОАС Биркигт перелетел из Швейцарии через Австрию и Францию в Португалию.

А в Португалии, точнее, недалеко от португальского берега, Биркигта ждала английская подводная лодка.

И только так ему удалось попасть на территорию Великобритании. Но чего не совершишь ради бизнеса…

Итогом командировки стала доведенная до ума пушка HS.404, она же «Hispano Mark II», которая стала если не лучшей пушкой той войны, то самой массовой однозначно. И потом более 20 лет стояла на вооружении Великобритании в качестве авиационной и зенитной пушки.

К сожалению, совершенно нет данных о том, как и когда Биркигт вернулся обратно. 

Вторая мировая война похоронила автомобильный бизнес Биркигта, и он полностью перешел на авиационную тематику.


Марк Биркигт с женой и друзьями за рулем, естественно, "Испано-Сюизы"


А бренд «Hispano Suiza» существует и сегодня. Правда, в очень пикантном виде. Как выкупленный швейцарской фирмой «Oerlikon», которая, в свою очередь, входит в концерн «Rheinmetall Borsig».

В целом можно только удивляться тому, как вчерашние враги могут стать союзниками, а друзья и соратники вполне нормально могут тебя ограбить.

Видимо, у Марка Биркигта была такая карма. Что, правда, не помешало ему войти в историю в качестве одного из представителей инженерных гениев.

Популярное

))}
Loading...
наверх