Последние комментарии

  • Shavkat Kuvatov15 июля, 20:42
    Давно ждём!!!!!! Российский «Панцирь» впервые сбил боевой самолет
  • Voland 3D15 июля, 19:50
    Такая конструкция скорее удобна для перехватчика морского базирования, ибо два движка будут дохрена жрать керосина. «Ка-90» — первый в мире реактивный вертолёт
  • Voland 3D15 июля, 19:37
    Для "усиления его обороны от русской угрозы" помнится в 40-м тоже боялись "русской угрозы" а оказались под "дружестве...Зенитный ракетный комплекс RBS-23 BAMSE на Готланде

Пятое и шестое поколения истребителей в ВВС Европы

Истребители пятого поколения перестают быть диковинкой и постепенно превращаются в обязательный атрибут современных и развитых военно-воздушных сил. Европейские страны понимают это и действуют соответственно. Целый ряд стран уже принимает на вооружение самые современные образцы, тогда как другие готовятся к их получению.
Кроме того, ведущие государства Европы смотрят в будущее и прорабатывают вопросы создания следующего поколения истребителей.


Су-57 - единственный на данный момент истребитель 5 поколения европейской разработки. Фото Wikimedia Commons

 


Желания и возможности


Далеко не все из 40 с лишним европейских государств имеют собственную авиационную промышленность и способны разрабатывать самолеты-истребители либо участвовать в их создании. Кроме того, сложность создания новых образцов и ограничения разного рода приводят к тому, что европейские истребители последних моделей нередко создавались в рамках международной кооперации.

Таким образом, складывается специфическая ситуация. Самостоятельную разработку и выпуск истребителей 5 поколения могут выполнять только несколько стран Европы. Еще ряд государств может делать это сообща, а большинство европейских ВВС вынуждено прибегать к импорту. Впрочем, такое разделение стран на три группы со своими особенностями имеет место не только в сфере авиапромышленности.

Доступные данные позволяют предполагать, что по мере освоения актуального пятого поколения такая ситуация будет сохраняться – равно как и распределение стран по трем условным группам. Дальнейшее развитие авиации и формирование будущего шестого поколения, похоже, не приведет к серьезным изменениям.

Своими силами


Несмотря на наличие развитой авиапромышленности у нескольких европейских стран, собственный проект истребителя 5 поколения есть только у одной – у России. Прочие «авиационные державы» не стали создавать такую технику или просто не справились с этой задачей. Все это сейчас интересным образом сказывается на парках техники ВВС.

В нашей стране пока имеется только один проект истребителя нового поколения – Су-57. К настоящему времени несколько опытных самолетов успешно справились с испытаниями. В середине мая стало известно о запуске серийного производства. За несколько лет планируется построить 76 машин для перевооружения трех истребительных полков. При этом развитие проекта не останавливается, и в дальнейшем Су-57 будет улучшен.


Истребители F-35B КВВС Великобритании. Фото Минобороны Великобритании / defenceimagery.mod.uk


Таким образом, Россия стала первой страной Европы, разработавшей собственный истребитель пятого поколения и поставившей его в серию. Прочие страны пока могут похвастаться только своим участием в разработке чужих проектов или безуспешными попытками сотрудничества.

Импортная техника


Любопытно, что отсутствие собственных проектов не помешало целому ряду европейских государств вооружить свои ВВС истребителями пятого поколения. Задача перевооружения решается при помощи американских самолетов Lockheed Martin F-35 Lightning II. Некоторые европейские страны внесли вклад в его разработку и производство, тогда как другие просто покупают готовый образец.

Крупнейшим заказчиком и производителем F-35 в Европе должна стать Великобритания, она намерена приобрести почти 140 машин версии «B». Полтора десятка самолетов уже переданы заказчику. В начале этого года британские военные сообщили о достижении готовности первого подразделения. F-35B американской и английской сборки будут служить в Королевских ВВС и КВМФ.

Менее крупные, но важные соглашения заключены с Италией. Запланирована поставка порядка 60 самолетов F-35A для ВВС – из них около десятка уже готовы, а до конца года появится новая партия из 17 машин. Также ВВС Италии получат 15 самолетов F-35B. Столько же купят для ВМС, причем первая машина из этой серии уже поставлена.


Важным заказчиком для США является Норвегия. Ее КВВС уже поставили в строй и осваивают первые 7 истребителей F-35A; еще 9 переданы заказчику и скоро начнут службу. В дальнейшем численность такой техники должна превысить 50 единиц. КВВС Нидерландов эксплуатируют один «боевой» F-35A и еще два используются в учебных и испытательных целях. В общей сложности купят до 28-30 самолетов.


Первый F-35A, переданный КВВС Норвегии, октябрь 2015 г. Фото Минобороны Норвегии / flickr.com/photos/forsvarsdepartementet


В обозримом будущем эксплуатантами F-35A станут военно-воздушные силы Бельгии и Дании. Они запланировали закупку 34 и 27 истребителей соответственно, но еще не успели получить готовую технику.

Также можно рассмотреть закупки Турции и Израиля, формально не являющихся европейскими государствами, но способных повлиять на регион. Турецкие ВВС уже получили четыре F-35A и имеют заказ на 30. В дальнейшем могут появиться новые контракты еще на 90 машин. Также в планах приобретение 32 самолетов F-35B. Израиль имеет 14 единиц F-35I (доработанный вариант самолета «A») из 50 заказанных (всего запланировано 75).

Таким образом, ВВС Европы к настоящему времени получили более 40 самолетов F-35A/B. С учетом Турции и Израиля это число превышает 60 единиц. Суммарные планы предусматривают закупку почти 370 самолетов (почти 600 вместе с Турцией и Израилем). Как видим, компания Lockheed Martin, по сути, стала монополистом на европейском рынке истребителей 5 поколения и реализует весь коммерческий потенциал такого положения.

Следующее поколение


Западноевропейские авиационные державы по ряду причин не стали заниматься тематикой пятого поколения. Последние серийные истребители европейской разработки относятся к предыдущим поколениям «4» и «4+». Однако ведущие предприятия отрасли не намерены останавливать прогресс и теперь хотят сразу заняться следующим шестым поколением.

Еще в прошлом десятилетии Франция и Великобритания собрались разрабатывать перспективный проект истребителя для замены существующей техники. Однако несколько таких программ закрылись до получения заметных результатов. В первой половине нынешнего десятилетия имела место очередная попытка, завершившаяся фактическим выходом британской промышленности из кооперации. Разработка новой техники разделилась на две нынешние программы.


Итальянский F-35A после перелета в США через Атлантический океан, февраль 2016 г. Фото US Navy


Весной 2018 г. компании Airbus Defense and Space и Dassault Aviation объявили о запуске проекта истребителя 6 поколения под обозначением Future Combat Air System (FCAS). В проекте участвуют Франция, Германия и Испания; возможно приглашение новых участников. Первый самолет типа FCAS появится не ранее 2025 г., а к концу тридцатых годов серийные машины поступят на вооружение. С их помощью планируется заменить существующие истребители ВВС стран-участниц, которые к тому времени окончательно устареют.

Участники программы FCAS пока не могут раскрыть какие-либо технические подробности проекта. Пока речь шла только о малозаметности, высоких летно-технических характеристиках, а также о новом этапе развития авионики и вооружений. Возможно создание т.н. опционально пилотируемой машины. Окончательный облик самолета еще не утвержден и ведется поиск его оптимального варианта.

Летом прошлого года британское отделение BAE Systems объявило о запуске проекта Tempest, предусматривающего создание истребителя 6 поколения для КВВС Великобритании. Британский проект тоже предусматривает участие зарубежных компаний, однако пока не направлен на перевооружение чужих ВВС. С точки зрения общих требований и путей развития, проект «Темпест» похож на параллельно разрабатываемый FCAS.

В 2016 г. российские официальные лица впервые упомянули работы по созданию истребителя 6 поколения. В дальнейшем такой проект неоднократно упоминался вновь, в том числе с уточнением некоторых подробностей. Утверждалось, что российский самолет будет малозаметным, сверхманевренным и многофункциональным. К радикальным нововведениям относятся возможность гиперзвукового полета и отсутствие пилота в базовой комплектации – кабина для человека будет опциональной.

Таким образом, сразу несколько стран Европы ведут разработку принципиально новой авиационной техники для своих и чужих военно-воздушных сил. Первые результаты ожидаются через несколько лет, а серийное производство и полноценная служба пока относятся к тридцатым и сороковым годам. Впрочем, шестое поколение представляет интерес уже сейчас – едва ли не самим фактом своего формирования.

Обновление парка


Необходимость своевременной модернизации ВВС очевидна, равно как и потенциал истребителей пятого поколения. Однако не все европейские страны могут позволить себе подобное перевооружение. Всего семь государств (9 – с учетом Турции и Израиля) закупают или планируют приобретать истребители последнего поколения. Три с лишним десятка прочих стран вынуждены продолжать эксплуатацию существующих машин более старых типов.


Предполагаемый облик истребителя 6 поколения BAE Tempest. Рисунок BAE Systems / baesystems.com


В нынешних планах Европы присутствует закупка 450-670 истребителей 5 поколения нескольких основных моделей. При этом только Россия разработала полностью собственный проект и сама будет строить самолеты. Прочие страны, в лучшем случае, принимали участие в чужом проекте.

Всего пять стран к настоящему времени озаботились проблемой следующего шестого поколения. Такие работы ведутся в России, Великобритании, Франции, Германии и Испании. Другие государства вновь остаются в стороне. Возможно, в будущем они пожелают приобрести технику о соседей, но о собственных проектах речи вновь не идет.

Таким образом, европейские страны стремятся обновлять парк истребительной авиации, но своими силами обходятся лишь единицы. Закупка чужих образцов тоже не решает всех вопросов. Истребители нынешнего 5 поколения сложны и дороги, и поэтому большинство покупателей вынуждено ограничиваться только десятками машин импортного происхождения. Есть все основания полагать, что с появлением и внедрением следующего 6 поколения все эти тенденции усилятся и еще больше повлияют на развитие европейских ВВС.

Популярное

))}
Loading...
наверх