Последние комментарии

  • Владимир Eвтеев20 мая, 3:21
    Увы, но автор прав. Яковлев  был  талантливым  авиаконструктором,Ю что никак не мешало ему  быть завистливым  и жесто...Против Поликарпова. Истребитель И-185, или История подлости и предательства
  • Адильхан Асадуллаев19 мая, 22:41
    Судя по санкциям, США уже про*рали "свободный рынок"... По вооружению - России, у которой соотношение цена-качество г...США начнут платить странам за отказ от российского оружия
  • тимофей19 мая, 21:27
    По прочтении книги "цель жизни" а.Яковлева остаётся неприятный осадок...Чувствуется,что писал её не совсем искренний ...Против Поликарпова. Истребитель И-185, или История подлости и предательства

Гадкий утёнок Ил-112В

С момента первого испытательного полета Ил-112 прошло некоторое количество времени, которое позволило и посмотреть на то, что говорят другие, и поговорить с теми, кто имеет непосредственное отношение к полету. То есть с сотрудниками ВАСО.

Но, во-первых, мне хотелось бы задать очевидный такой вопрос всем, кто бросился критиковать самолет.
А, собственно, вы чего ожидали?

 

Гадкий утёнок Ил-112В


Давайте пойдем по порядку. А значит, уходим на некоей машине времени на 20 лет назад, в самое начало двухтысячных, когда начались первые работы по самолету на бумаге.

Сам путь Ил-112В был весьма непрост, впрочем, чего-то такого, из ряда вон выходящего, в этой истории, пожалуй, не было, за исключением промежуточного финала.

Итак, поехали.

2001 год. Начало НИОКР по проекту Ил-112В.

2004 год. Проект самолёта Ил-112В победил в конкурсе на разработку лёгкого военно-транспортного самолёта проводимым Минобороны РФ.

2005 год. В СМИ попадают цифры от ВВС, которые говорят о том, что первый Ил-112 поднимется в воздух уже в 2006 году, в 2007 году будет выпущена установочная партия, а дальше, согласно ГПВ, до 2015 года ВВС будут получать по 18 самолетов в год. Как обычно, ура и все такое.

2006 год. Финансирование сокращается, сроки проведения НИОКР постоянно переносятся.

2009 год. ВАСО рапортует, что в 2010 году будет готов первый летный экземпляр Ил-112В.

2010 год. Минобороны полностью прекращает финансирование и предлагает ОКБ Ильюшина самостоятельно изыскать деньги (почти миллиард рублей) на окончательную сборку опытных образцов.

2011 год. Минобороны официально отказывается от Ил-112В в пользу Ан-140.

2013 год. Главкомат ВВС России в конце декабря представил министру обороны С. Шойгу обоснование для возобновления проекта Ил-112В. Работы были возобновлены.


2014 год. ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» сообщает про заключение контракта с Минобороны РФ на разработку военно-транспортного самолёта Ил-112В.

2016 год. АО «Авиастар-СП» приступает к подготовке производства и изготовлению первых деталей для опытного образца. 

2017 год. На ВАСО началась сборка первого экземпляра самолета.

2018 год. 27 ноября 2018 года на ВАСО прошла процедура передачи первого лётного образца Ил-112В на лётно-испытательную станцию. 

2019 год. 30 марта 2019 года состоялся первый полет Ил-112В.

Что можно сказать? Фактически 15 лет ушло на постройку и первый полет летного образца. Ну, честно говоря, знавали мы и более долгие проекты. Но что было дальше?



А дальше началась волна критики. Причем зачастую не то что необоснованной, а просто каких-то воплей людей, которые на пушечный выстрел не подходили к проходной ВАСО и вообще не в курсе были, как рождался этот самолет. В каких муках творчества.

А действительно, иначе и не назовешь. Сегодня само понятие трудового подвига как-то и не существует, согласен. Однако то, что в Воронеже остались люди, руками которых самолет был собран и полетел, – это по нынешним временам именно подвиг. Хотя бы потому, что лет десять ВАСО просто пинали от ведомства к ведомству, зарплата у оставшихся на местах была на уровне уборщицы в минимаркете, а перспектив не наблюдалось вообще.

Между тем авиапарк Минобороны медленно и уверенно приходил в уныние. Более того, начиная с 2015 года все понеслось семимильными шагами. Да, именно тогда, когда разругались с Украиной и обслуживать все эти древние Ан-24, Ан-26, которые и без того ветшали, стало некому и нечем. Производственная база запчастей оказалась закрытой для нас.

Ситуация складывалась совершенно неприятная, ситуацию надо было менять.

Потом деятели Минобороны совершили глупость. Когда дело дошло аж до президента, ему радостно отрапортовали, что ничего страшного, все под контролем. ОКБ (теперь Авиационный комплекс) имени С. В. Ильюшина ведет работы над отечественным на 100% самолетом. И этот самолет поднимется в небо летом 2017 года.

Увы, довольно быстро выяснилось, что радужные доклады – это одно, а реальность зачастую совершенно иная. Ибо на протяжении всего 2017 года Ил-112В если что-то из себя и представлял, то скорее набор для конструирования, причем изрядно неполный.

Плюс по мере сборки начались выяснятся неприятные вещи. Например, изначальный перегруз самолета почти в три тонны. Это, кстати, стало известно в том же 2017-м.

Параллельно вскрылись проблемы с центровкой. Причем обе проблемы существовали изначально, то есть были плодами конструкторских недоработок. Главный конструктор АК имени Ильюшина Николай Таликов объяснил столь неприятный результат тем, что новое поколение конструкторов получилось «слабенькое».

Удивительно? Нет. Закономерно. У нас в плане подготовки конструкторов все более чем печально в стране, это не секрет ни для кого. Почему не хотят нищенствовать потенциальные авиаконструкторы, я не знаю, но не хотят. И идут куда угодно, но не в проектные цеха авиаконцернов, увы.

Знал ли об этом генеральный директор АК имени Ильюшина Алексей Рогозин? Говорят, что знал. Именно с 2017 года знал, но продолжал делать уверенные и обнадеживающие рапорты. Самому. За что и был наказан лишением всех постов и должностей. Справедливо? Вполне.

Редкий случай в стране, обычно у нас чиновники могут запросто сбить самолет или утопить корабль. Но тут случилось наоборот, Ил-112В сбил Рогозина. Напрочь. Ну да и бог с ним, главное – на место АК имени С. В. Ильюшина придет знающий и понимающий специалист, а не «эффективный» менеджер.

Вообще, авиационные специалисты, до которых получилось дотянуться, в один голос говорят одно: Ил-112В был изначально «кривым» проектом, который не должен был взлететь вообще.

Но когда дело начало пахнуть настоящими посадками и изгнаниями, руководство АК имени Ильюшина пошло на принцип, сформировало новую команду под началом Быкова (дай им бог здоровья и успехов в дальнейшем) и начало в ударном темпе устранять недоработки предыдущей команды конструкторов.



И то, что произошло в марте 2019 года, повторюсь, по большому счету, это можно назвать подвигом. Абсолютно провальный проект, который мог бы стать одним из символов распила страны и такого же разочарования, вдруг взлетел.

Конечно, не вдруг. Конечно, адскими усилиями всего АК имени Ильюшина, ВАСО в целом и Героя России летчика-испытателя Николая Куимова в частности.

Ну и некий ответ всем заверещавшим и недовольным, что самолет придется «поправлять» в течение года. Пока будут идти испытания, будут вноситься корректировки и исправления. Уже на момент первого полета удалось «убрать» одну тонну перегруза из трех и поработать с перегрузом хвостовой части.

Всего же планируется внести около сотни изменений в конструкцию.

Да, вчера (в марте) Ил-112В продемонстрировал, что конструкторская школа у нас ослабела. Сильно ослабела, очень сильно. Но, к счастью, не критически. Иначе бы самолет так и остался на земле, какого кудесника ни сажай за штурвал.

И да, это первый реально созданный у нас в стране военный транспортный самолет. Простите, но есть разница между постройкой такой машины, действительно на 100% из отечественных комплектующих, и сборкой импортного конструктора типа «Суперджет».

15 лет – это много или мало?

А все зависит от результата. Понятно, что теперь АК имени Ильюшина ждут увольнения и потрясения, но я надеюсь, что они справятся. И через год у нашей армии будет новый транспортный самолет.



Год – это не так уж и много. Есть ради чего подождать.

Популярное

))}
Loading...
наверх