Последние комментарии

  • Виктор двигун22 августа, 21:58
    На доло дуракам стекляный ху...?На Украине уничтожен новейший американский радар за 14 млн. долларов/ Армия ДНР отразила подлый удар с воздуха по Донецку
  • Михаил Анохин22 августа, 14:42
    Нового ничего нет старые разработки!Российская РЛР "Лиана" к концу года оплетет всю планету
  • TANK EXCELLENCE22 августа, 14:02
    Как раз таки в помещениях именно рикошетом можно достать противника. Рикошет плох при операциях МВД, но не в бою.Продумать все, чтобы спасти жизнь военному летчику (новый пистолет-пулемёт)

Как модернизировали БТР-80

С середины восьмидесятых годов на вооружении советской и российской армии, а также некоторых силовых структур состоит колесный бронетранспортер БТР-80. За прошедшие десятилетия базовый БТР-80 прошел несколько модернизаций разного рода. С их помощью удавалось сохранять производство техники, а также наращивать ее характеристики.
Последняя на данный момент модернизация предназначается для продления сроков эксплуатации боевых машин.

Первые модернизации


Первый вариант модернизации бронетранспортера БТР-80 пошел в производство в 1993 году, и этот проект носил вынужденный характер. Изначально серийные БТР-80 комплектовались дизельными двигателями типа КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. В апреле 1993-го на предприятии «КамАЗ» произошел пожар, полностью уничтоживший завод двигателей. Российская армия нуждалась в новых бронетранспортерах, и потому в минимальные сроки был создан проект машины с иными силовыми агрегатами.
 



Серийный БТР-80 на учениях. Фото Минобороны РФ / mil.ru


В том же году в серию поставили машину под названием БТР-80М. Она получила ярославский дизель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с., коробку передач ЯМЗ-236Н и шины КИ-126. Сокращение мощности двигателя привело к незначительному падению характеристик подвижности. Впрочем, замена силовых агрегатов позволила сохранить производство. В конце 1993 года «КамАЗ» возобновил производство двигателей, и вскоре удалось наладить выпуск БТР-80 в исходной конфигурации.

Параллельно шли работы по радикальной модернизации комплекса вооружений. В базовой версии БТР-80 нес башню с пулеметами КПВТ и ПКТ, характеристики которых считались недостаточными для решения всех возникающих задач. В 1994 году на вооружение поступил модернизированный БТР-80А с пушечно-пулеметной башней БППУ-1.

БТР-80А отличался от базовой машины усиленной конструкцией корпуса, соответствующей повышенным нагрузкам при стрельбе. Изделие БППУ-1 построили по лафетной схеме; на опорах башни вывешен блок с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Рядом с ними находятся ящики боекомплекта и дымовые гранатометы. Боекомплект пушки включает 300 снарядов, пулемета – 2000 патронов.


Модернизированный БТР-82А. Фото "Рособоронэкспорт" / roe.ru


Установка нового вооружения увеличила дальность и эффективность огня. Пулемет КПВТ мог поражать живую силу и незащищенную технику на расстояниях до 2 км, тогда как пушка 2А72 на таких дистанциях способна поражать и легкобронированные цели. Дальность по живой силе увеличилась до 4 км.

Интересный вариант доработки комплекса вооружений был реализован в проекте БТР-80С, созданном для внутренних войск МВД. Этот проект предусматривал использование башни БППУ-1 с иным оружием. Вместо пушки в качающемся блоке помещался пулемет КПВТ. За счет этого удалось получить удачное сочетание удобного боевого модуля и огневой мощи, соответствующей задачам ВВ МВД.

Проект «82»


В конце прошлого десятилетия были разработаны новые проекты глубокой модернизации существующей техники. В соответствии с заказом министерства обороны появились два варианта развития бронетранспортеров БТР-80 и БТР-80А – БТР-82 и БТР-82А соответственно. В ходе испытаний было установлено, что комплекс вооружений БТР-80 и БТР-82 не соответствует актуальным требованиям. Из-за этого работы по БТР-82 были остановлены в пользу более эффективного БТР-82А.

В 2013 году на вооружение приняли как БТР-82А, так и его модификацию БТР-82АМ. Эти машины схожи с точки зрения конструкции, но имеют разное происхождение. БТР-82А строятся с нуля, а бронетранспортеры «АМ» перестраивают из имеющихся БТР-80. Позже был разработан проект БТР-82В. Эта машина предназначается для Росгвардии и в некоторой мере похожа на БТР-82, от которого отказались ранее.


БТР-82АМ — в прошлом серийный БТР-80. Фото Минобороны РФ / mil.ru



Проекты линейки БТР-82 не предусматривают серьезную перестройку бронекорпуса, но за счет ряда нововведений боевая живучесть повышена на 20%. Прежде всего, все внутренние поверхности брони получили противоосколочное покрытие, резко сокращающее вероятность поражения экипажа и десанта. Изменена компоновка агрегатов у днища, а также использованы энергопоглощающие сиденья и коврики, что улучшает защиту от мин. Модернизацию прошла штатная система пожаротушения.

БТР-82А(М) и БТР-82В комплектуются новым дизельным двигателем КамАЗ-740.14‑300 мощностью 300 л.с., что компенсирует рост боевой массы до 15,4 т и улучшает подвижность. Введена вспомогательная силовая установка. Модернизированы трансмиссия и подвеска. Все это повышает ходовые характеристики и увеличивает ресурс.

Армейские БТР-82А(М) получают обновленную башню БППУ-1 со штатным вооружением и новыми приборами управления. Наводчик использует комбинированный прицел ТКН-4ГА. Имеются средства связи и управления, позволяющие бронетранспортеру работать в составе единой системы тактического звена.

БТР-82В для Росгвардии отличается от машин для армии только вооружением. На нем монтируется башенка от БТР-80 с пулеметами КПВТ и ПКТ. Применение такого вооружения связано с особыми требованиями заказчика. Подразделения Росгвардии нуждаются в бронетехнике с развитым вооружением, но им не требуются системы для борьбы с серьезно защищенными целями.

Как модернизировали БТР-80
Бронетранспортер БТР-82В. Фото Janes.com


Бронетранспортеры семейства БТР-82 в настоящее время производятся серийно. Одновременно осуществляется выпуск совершенно новых машин, а также ведется модернизация имеющейся техники по проекту с литерами «АМ». Такая техника поступает в части сухопутных и воздушно-десантных войск, морской пехоты и Росгвардии. С начала производства российские заказчики получили не менее 1500-1700 таких бронемашин. Также осуществлялись поставки зарубежным странам. Казахстан, Азербайджан и Сирия в общей сложности получили не менее 300-350 бронетранспортеров.

Будущее модернизаций


С начала девяностых годов бронетранспортер БТР-80 прошел несколько модернизаций разного рода, давших отличающиеся результаты. Самой новой и наиболее успешной попыткой обновления такой техники стало создание целой линейки бронемашин БТР-82. Новые бронетранспортеры имеют серьезные преимущества перед своими предшественниками. Так, разработчики и военные неоднократно указывали на двукратный рост боевой эффективности. Следует отметить, что такие результаты были получены только за счет замены некоторых узлов и агрегатов при сохранении прочих изделий.

По всей видимости, нынешнее семейство БТР-82 станет последним в своем роде. Подобную технику продолжат выпускать и эксплуатировать, но появление в будущем следующего проекта модернизации БТР-80 выглядит маловероятным и не вполне целесообразным.

Едва ли не главной предпосылкой к такому развитию событий является ограниченный модернизационный потенциал БТР-80. К этому бронетранспортеру предъявляются различные претензии, в первую очередь, связанные с защитой экипажа и десанта. По сути, в своей исходной версии эта машина уже не соответствует требованиям времени и угрозам современных конфликтов. Проекты БТР82А/АМ/В частично решили эти вопросы, но полное избавление от характерных недостатков связано с кардинальной перестройкой конструкции, к которой не стали прибегать.


Бронетехника на платформе "Курганец". Подобные машины в будущем заменят БТР-80/82. Фото Vitalykuzmin.net


Вторая причина отсутствия смысла в разработке следующих модификаций БТР-80/82 связана с общими процессами в сфере бронетехники. Сейчас разрабатывается принципиально новая колесная платформа «Бумеранг», на основе которой создан перспективный бронетранспортер. Начало серийного производства и эксплуатации «Бумерангов» приведет к очевидным последствиям. Широкое распространение такой техники позволит отказаться от более старых образцов, а кроме того, сделает ненужным их дальнейшее развитие.

На полную замену бронетранспортеров семейств БТР-80 и БТР-82 новыми «Бумерангами» потребуется немало времени, но стоит ожидать, что этот процесс будет завершен в разумные сроки. БТР-80/82 останутся в строю и будут служить вместе с новой техникой. Они должны будут проходить необходимое обслуживание и ремонты, но разработка новых версий таких машин теперь выглядит сомнительной.

Выпускаемые в настоящее время бронетранспортеры БТР-82А/АМ/В не лишены некоторых недостатков базовой техники, но все же имеют серьезные преимущества перед ней. Массовое производство таких машин позволяет закрыть потребности армии и повысить боеспособность частей-эксплуатантов. Однако дальнейшее развитие российских бронетранспортеров связано с принципиально новыми проектами. Появление машин семейства «Бумеранг» и их массовые поставки в обозримом будущем сделают ненужным новые модернизации БТР-80 и его производных.

Популярное

))}
Loading...
наверх