![]() |
Мир оружияМир оружия и военных технологий |
За всю историю российского флота было построено много кораблей. Были среди них и такие, которые удивляли своим видом. Проект, предложенный русским адмиралом А.А. Поповым, пожалуй, самый необычный. Круглые броненосцы уже тогда вызывали неоднозначную реакцию публики. В истории они остались под названием «Поповки».
В 1853 году началась Крымская война. Поводом для войны стал спор о контроле над Вифлеемским храмом между православными и католиками. Турецкий султан передал ключи от храма католикам, интересы которых защищал император Франции Наполеон III. С целью оказать давление на Турцию Николай I ввел войска в находившиеся под протекторатом России по условиям Адрианопольского мирного договора Дунайские княжества, требуя признать его покровителем всех православных подданных Оттоманской империи. После отказа Николая I вывести войска Турция объявила России войну. К Турции присоединились Франция и Великобритания, которая хотела вытеснить Россию с черноморского побережья. Итогом войны стала победа коалиции. Россия была вынуждена заключить в 1856 году мирный договор. Согласно этому договору были введены ограничения на количество судов, которые Российской империи позволялось иметь в Черном море, и их водоизмещение. Проект адмирала А.А. Попова не подпадал под эти ограничения.
Предложение А.А. Попова было необычным. Он предложил создать судно круглой формы, представляющее собой плавучую батарею. На смену деревянным кораблям в то время приходили огромные броненосцы с орудиями крупного калибра. По мнению Попова, на новом судне также должны были стоять мощные орудия, способные противостоять артиллерии противника. В дальние походы такие суда отправлять не планировалось. Основное их предназначение — помощь береговым батареям. На таких плавбатареях предполагалось разместить мощные 11-дюймовые нарезные или 20-дюймовые гладкие пушки. Благодаря меньшей площади корпуса такие суда требовали меньшего количества броневых плит, что обещало большую экономию: в то время российскому государству катастрофически не хватало денег. Хотя Попову некоторые вменяли в вину то, что судно получилось тихоходным, развивать на них большую скорость изначально не планировалось. Они предназначались совсем для других целей. Как бы то ни было, проект выглядел амбициозным. По тем временам, казалось, он имел мало шансов на осуществление. В том, что эти суда все-таки были построены, огромная заслуга самого адмирала Попова. Благодаря настойчивости и связям он не только добился того, чтобы его проект был рассмотрен, но и сделал так, чтобы постройка подобного судна была завершена.
Вопрос постройки броненосцев, предназначенных для обороны побережья на юге России, был поднят в 1869 году. Именно тогда А.А. Попов предложил проект необычного по форме судна. Предложение заинтересовало руководство Морского министерства. Была построена опытная лодка диаметром 3 м, оборудованная двумя паровыми машинами. Испытания показали, что подобное судно имеет высокую маневренность. В начале 1870 года была заказана разработка еще одного круглого судна, диаметром уже 7 м. Оно было оснащено четырьмя винтами. Эта шлюпка показывала скорость 5 узлов. Проект утвердили. В окончательном варианте было решено построить круглый броненосец диаметром 29,26 м (изначально предусматривалось строительство судна диаметром 46 м). Во время строительства судно потолстело на 1,5 м. Броненосец предлагалось вооружить двумя 280-мм нарезными орудиями. Защиту судна должна была обеспечивать броня толщиной 305 мм. Силовая установка включала четыре паровые машины.
Планировалось построить четыре судна. Два из них — на верфи в Петербурге, два других — в Николаеве. К строительству первой поповки (такое название судну дал сам Алекcандр II) приступили на петербургской верфи в 1871 году. Чуть позже заложили вторую в Николаеве. Уже тогда стало ясно, что постройку четырех судов из-за недостатка средств не осилить. Поэтому закладку двух отложили на неопределенный срок. Первая поповка получила название «Новгород», вторая — «Киев». После того как первое судно было готово, его перевезли железной дорогой в Николаев для сборки. Спуск «Новгорода» на воду состоялся в мае 1873 года.
В неподвижной открытой башне были установлены два 26-тонных 280-мм нарезных орудия конструкции Круппа. Оба могли наводиться и стрелять независимо друг от друга. Внутри находились шесть паровых машин системы Вульфа. Для уменьшения качки поповку снабдили 12 продольными внешними килями. В ходе первых испытаний при половинных оборотах машин поповка развила скорость 6 узлов. Во время пробной стрельбы была выявлена слабость стопоров станков. Проблему устранили, но слух о том, что судно вращает при стрельбе, быстро распространился.
Скорострельность «Новгорода» была низкой. Если на поворот пушки на 180° требовалось 3 минуты, то для того, чтобы ее зарядить, уходило 10 минут. «Новгород» совершил несколько плаваний. Сначала он доплыл до кавказского побережья, а затем до Таганрога. Испытания показали, что поповка зарывается в волны, хотя и устойчива к качке. Кроме того, судно сносило ветром и течением. При 8-балльном встречном ветре поповка двигаться уже не могла.
А.А. Попов решил внести изменения во вторую поповку — «Киев». В результате ее постройка затянулась. В 1873 году было предложено построить круглое судно большее по размеру, диаметром 36 м. Его предполагалось вооружить двумя 305-мм орудиями и защитить 457-мм броней. Это судно назвали в честь конструктора «Вице-адмирал Попов». Случай для русского флота уникальный. Новую поповку заложили в 1874 году, через год она уже была спущена на воду. В 1876 году «Вице-адмирал Попов» развил скорость 8 узлов. Как и в случае с «Новгородом», плохо показали себя станки для орудий. Пришлось их укреплять.
Когда в 1877 году началась русско-турецкая война, поповки охраняли Одессу, но по-настоящему вступить в бой им не довелось. Один раз они даже вышли навстречу показавшимся на горизонте турецким кораблям, но боя так и не произошло.
Поповки не оправдали ожидания руководства морского ведомства. На них возлагали слишком большие надежды. От поповок требовали активных действий, вплоть до выхода в море. Однако для этого они не были предназначены. В 1898 году умер их создатель А.А. Попов. Спустя пять лет поповки закончили свою службу. В 1911 году они были проданы на металлолом.
Чтобы продолжить действие, пожалуйста, введите код с картинки.
Комментарии
Императорская яхта "Ливадия".Рекомендую взглянуть. Текст скрыт развернуть
Правда за непревзойдённую боевую устойчивость приходилось платить. В случае Поповок это была мизерная скорость хода. Поэтому эти броненосцы использовались только в прибрежной зоне, фактически как плавучие береговые батареи. Благо вооружены они были весьма крупнокалиберными орудиями сокрытыми за толстыми броневыми барбетами.
Кстати есть версия, что знаменитый Ноев Ковчег на самом деле мог быть круглым, как Поповки. Во всяком случае именно такие изображения лодок находят на древне Шумемерских глиняных табличках, а в Восточной Азии подобные плавсредства можно встретить до сих пор. Текст скрыт развернуть
Императорская яхта "Ливадия".Рекомендую взглянуть. Текст скрыт развернуть
Подобного в других флотах я не знаю.Хотя удивляет отношение императора к этой яхте.Такие площади и высота потолков!!!!!!!!!Вот только с тримараном не согласен.
При желании можно "погреть уши" на http://tsushima.su/forums/
Там много чего интересного откопать можно.Сам там иной раз вопросы глупые задаю под псевдонимом Densais.
Есть ещё Порт-Артурские форумы,Кортик, Авиабаза (большааааая вещь).Издательство "Гангут" выпускает сборники статей о флоте с 1991г. Можно найти и старые выпуски скачать.
"Гангуты" так вообще каждый уникален.Лично с генеральным директором знаком.
Поисковик в помощь! Текст скрыт развернуть
Ну а коль отставник,то сам Бог велел хобби иметь.Я на флот пошёл благодаря увлечению судомоделизму. Сейчас намерен "тряхнуть стариной".22 года "стапель" простаивает.Правда хочу от настольной уровня ДПШ на р/у ходовую замахнуться.С картона и бумаги на эпоксидку. Жуть!Это новые технологии,приёмы работы и пр.
Руки уже чешутся.Как паук якорную цепь (с контрфорсами ! ) сидел плёл.
Добью ремонт в квартире и ничего не остановит от этого))))))))
А что тебе мешает судомоделизмом заняться?Те же картонные например.Очень симпатичные и денег чуть чуть надо.
Найди http://www.navarin.ru/ например.
Чуток саморекламы.http://www.youtube.com/watch?v=mwWBNl4uVF4
Это второе хобби, которое мне помогло в поиске супруги.На полном серьёзе.
Ну флот из меня уже ничем не вытравить.
Вот так хобби жизнь может изменить! Текст скрыт развернуть
Я о сейнере р\у с помощью которого точно можно сбросить приманку и донку.Эдакий кораблеобразный ящик-неваляшка с двумя слипами по бортам.
Или катер с зимней удочкой и воблером за кормой.Ты его с берега водишь туда-сюда.Рыба хватает этот воблер и от рывка на катерочке вскакивает сигнальный флажок.Ты даешь форсаж двигателю и правишь к берегу.Леска с катушки в этот момент разматывается.Катарок выскакивает на берег.Система крепежа удочки освобождается в два приёма и ты уже с берега выуживаешь добычу.
Я так понял ,что твой товарищ судомоделист? Текст скрыт развернуть
А как ответить на вопрос о том кто рекомендовал?Имечко то специфическое. Текст скрыт развернуть