Последние комментарии

  • Сергей Замыслов
    В начале 1941г. было остановлено производство 76мм орудий, с формулировкой "из=за отсутствия достойной цели". И это б...Производство танков Т-14. Когда и сколько?
  • Андрей Бахмут
    У Тристара двигатель в фюзеляже, как и у Ту-154 и Боинга 727. У  Вritten norman islander srs.3 движок поршневой, форм...«DC-10» — единственный авиалайнер с двигателем в киле
  • Василий Топчий
    Своровали много чего.Современное состояние стратегического ядерного арсенала Китая

Оружие Второй мировой. Крупнокалиберные авиационные пулемёты

Для начала скажем о том, что лучшим пулеметом винтовочного калибра по мнению наших читателей стал ШКАС



 

Это ожидаемое решение и вполне понятное. Хотя, конечно, пулемет был довольно средний по сути, и не очень надежный. Однако, что есть, то есть: это было весьма прогрессивное оружие.

Но сегодня мы начнем говорить о серьезном оружии.
О пулеметах крупных калибров. О тех, кому было по зубам разгрызть даже бронеавтомобиль.

Вообще, сложно провести четкую грань в плане калибра. Ладно, 12,7-мм – это пулемет. 20-мм – это пушка. А 15-мм? Куда отнести немецкое творение MG.151?

Пушка может стрелять снарядами, то есть несущими взрыватель и заряд ВВ. Но простите, Breda-SAFAT 12,7-мм вполне нормально стрелял именно 12,7-мм снарядами, каждый из которых содержал почти грамм взрывчатки!

Сложно.

Но тем не менее, пойдемте к столу, на котором лежит огромная куча этих устрашающих конструкций. Здесь уже участников больше, а рассказывать тоже есть о чем.

Крупнокалиберный пулемет первыми собрали и применили немцы. Причем еще в Первую мировую. Это был противотанковый пулемет MG 18 TuF — Tank und Flieger Maschinengewehr. Если переводить вдумчиво: пулемет для (ну понятно, что против) танка и самолета, то есть, противотанковый и зенитный пулемёт. 

Он представлял собой обычный MG 08, но раскормленный под патрон 13,25×92 мм. 50-граммовый огурчик уверенно прошибал на расстоянии до 800 м 22 миллиметра тогдашней брони.

Оружие Второй мировой. Крупнокалиберные авиационные пулемёты


Но выпустили их всего 50 штук, Германия войну проиграла, и о пулемете подзабыли. До определенного времени. 

Но вот пришел момент, когда винтовочные пульки весело забарабанили по бронированным тушкам самолетов 40-х годов, вызывая гогот с одной стороны и праведный гнев с другой. У Покрышкина хорошо расписано, как он ШКАСами пытался «Ю-88» расковырять… 

Конструкторы поняли, что надо что-то менять. И началось… 


1. Breda-SAFAT, Италия


В прошлом материале мы рассказали коротко о 7,7-мм пулемете этого бикалиберного семейства. Критикуя. Так вот, тот пулемет был ХОРОШИМ! О его крупнокалиберном собрате мы такого не скажем.



Если 7,7-мм винтовочный патрон по дульной энергии не сильно отличался от любых других одноклассников, то выбор итальянцами боеприпаса озадачит кого угодно, не то что не экспертов.

Британский патрон 0.50 от «Виккерса». Очень слабый патрон. Даже можно сказать, самый слабый в мире. Почему Муссолини, который заведовал вооружениями, отклонил более тяжелый французский патрон Гочкисса, можно только гадать. Но французский патрон был в полтора раза тяжелее и обладал более приемлемыми характеристиками. Возможно, тут дело в извечном франко-итальянском противостоянии.

Единственным плюсом в пулемете Бреда было наличие запрещенных международным договором разрывных патронов, 37-граммовые снаряды которых содержали 0,8 граммов пентрита.

Кстати, в некоторых источниках пулеметы «Breda-SAFAT» 12,7-мм преподносятся чуть ли не как копии «Браунинга». Сложно сказать, почему так поступают люди, но факт, что хоть и в облике пулеметов есть некие общие черты, но пулемету Бреда до творения Браунинга было очень и очень далеко. 

«Breda-SAFAT» уступал «Браунингу» абсолютно по всем характеристикам. Итальянский патрон 12,7х81SR ожидаемо менее мощный, нежели американский 12,7х99. А это влекло за собой уменьшение дульной энергии, прицельной дальности, да еще итальянский пулемет был не очень скорострельным. А в синхронном исполнении скорострельность пулемета падал с 700 до 450-550 выстрелов в минуту, что вообще никуда не годилось.



Но так как других пулеметов не было (изделие Скотти не в счет), то «Breda-SAFAT» ставили на всё, что взлетало под итальянской вывеской. С ожидаемо невразумительными итогами.

Достоинства: надежный.

Недостатки: скорострельность, откровенно слабый патрон с низкой баллистикой.

2. Ho-103 (101,102,104). Япония


С крупнокалиберными пулеметами для японских самолетов вообще произошел исторический анекдот. Японские ВВС, вступив в войну в Китае, сразу задумались над тем, что вооружение надо усиливать. И так как в плане разработок своими силами в Японии тех лет все было очень плохо, то имперские военные пошли на поклон к союзникам.



Японцы хотели бы приобрести лицензию на новейший немецкий пулемет MG.131, но получили полный отказ. Немцы не решились на такой шаг, пребывая несколько в запутанном положении. Во-первых, у Германии в 1939-40 годах была полнейшая любовь и взаимопонимание с СССР. Из Советского Союза рекой текли необходимые стратегические материалы.

В то же время СССР устроил Японии холодный душ на Хасане и Халхин-Голе. И Япония не была столь классным поставщиком. Потому в итоге прагматичные немцы решили не ссориться со Сталиным раньше времени, продавая какой-то пулемет японцам. 

В результате японские ВВС остались вообще без крупнокалиберного пулемета и эту проблему смогли решить только к 1941 году. Зато как… В Китае было затрофеено довольно приличное количество американских пулеметов «Браунинг М1921». 

Японцы в лучших традициях просто скопировали пулемет (не самый плохой, да), вообще не заморачиваясь с лицензией. Но чтобы не рассориться с США окончательно и бесповоротно, пулемет заточили под… итальянский патрон 12,7х81SR!

Тот самый, с разрывным патроном.

В результате в 1941 году на вооружение японской армейской (подчеркиваем) авиации был принят прекрасный крупнокалиберный пулемет Но-103, полностью удовлетворивший потребности ВВС, как в наступательном, так и в оборонительном вооружении.

Пулемет получился легкий, компактный, надежный и скорострельный (в крыльевом или турельном варианте). Были и недостатки. Как и все пулеметы Браунинга, он с трудом поддавался синхронизации, проседая в скорострельности. Плюс более слабый итальянский патрон.

Но главным недостатком было то, что синхронизированный с мотором пулемет на отдельных режимах работы двигателя снижал скорострельность с заявленных 900 выстр/мин до 400! Но со временем, побунтовав, пилоты истребителей Накадзима Ki-43 (на который впервые пошли Но-103) приноровились использовать в бою те режимы двигателя, которые не снижали скорострельности.

Практически все японские сухопутные истребители военного выпуска имели на вооружении несколько этих пулеметов как в синхронном, так и в крыльевом исполнении. Но победить падение скорострельности японские оружейники так и не смоги.

Достоинства: надежность.

Недостатки: низкая скорострельность в синхронном варианте.

3. Type 3 флотский. Япония


Наверное, удивительно увидеть еще один японский пулемет, но увы, вот такие были у них приколы. Армия – сама по себе, флотская авиация – сама себе королева.



Снова возвращаемся в Китай, где, повоевав в 1939 году, призадумались те, кто воевал, то есть, флотская авиация. Вообще, у флотских летчиков проблемы нарисовались раньше, чем у кого бы то ни было. А6М, основной истребитель, был вроде бы хорош, но два пулемета «Тип 92», бывшие по сути переработкой весьма древнего «Льюиса», откровенной удручали.

А у палубных пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев единственный «Тип 92» на турели вообще можно было считать чисто психологическим оружием.

И к пушке тоже были претензии, но здесь не о них. Здесь о том, что в 1940 году японские морские командиры задумались о крупнокалиберном пулемете для своих летчиков как о варианте промежуточного вооружения.

Тогда японцы снова обратились к союзникам, то есть, к Германии. И тут начинается продолжение анекдота с MG.131. Да. Сухопутные ВВС получили отказ. А морские – нет!!!

Представители морской авиации обратились к немцам с просьбой насчет пулемета в самом начале 1941 года, когда в Германии все уже было расставлено по местам, и война с СССР была делом решенным. И формальных причин для отказа просто не существовало.

И к концу 1941 года в Японию были поставлены не только документация, но и необходимая оснастка для производства пулеметов. 

Японские военные пребывали, с одной стороны, в полном экстазе, с другой — стоило бы задуматься. ТРИ крупнокалиберных пулемета разных систем с ТРЕМЯ видами патронов – это, знаете ли…

Но тем не менее, пулемет «Тип 2» сыграл свою роль в повышении обороноспособности японской морской авиации, и роль значительную. Но это была прелюдия к главной теме, пулемету «Тип 3». Впрочем, я об этом уже писал.

Тем не менее, японцы изобрели ЧЕТВЕРТЫЙ пулемет!

Им стал «Тип 3». На этот раз был скопирован уже упоминавшийся нами «Браунинг AN/М2», но под французский патрон Гочкисса 13,2х99 мм!



Единственное более-менее внятное объяснение – японцы хотели иметь более мощное оружие. Пуля патрона 13,2х99 мм была изрядно тяжелее немецкой 13-мм пули. 

Пулеметный экспромт получился на славу, самолеты японских ВВС сухопутных войск были вооружены «Браунингами» с итальянским патроном, а морских ВВС – «Браунингом» с французским.

Достоинства: надежность, мощный патрон.

Недостатки: вес, невысокая скорострельность.

4. MG-131. Германия


В 1938 г. «Рейнметалл» представил крупнокалиберный авиационный пулемет MG.131. Калибр 13-мм, модель 1, так в соответствии с принятой системой обозначения.



Пулемет должен был заменить MG.15 и MG.17, причем, во всех отношениях, в турельном, крыльевом и синхронном вариантах. Но разработка немного подзатянулась, и на вооружение пулемет был принят только в 1941 году.

Пулемет сразу заинтересовал союзников Германии, поскольку имел много положительных черт в конструкции. MG.131 получился очень компактным и легким оружием, фактически его можно было сравнивать по весу с пулеметами винтовочных калибров. Небольшие опять же размеры позволяли устанавливать его без проблем куда угодно. Пулемет имел электропневматическую перезарядку и электрический спуск.



Понятно, что за эти вещи пришлось заплатить. Самым слабым местом пулемета был… патрон! 13х64В был откровенно слабоват. Легкая пуля с честно скажем, не самой удачной формы, не могла обеспечить приличную баллистику. Не очень впечатляла и начальная скорость пули.

Все это сделало пулемет не очень опасным оружием. Если сравнить с нашим «Березиным» или американским «Браунингом», то они вполне нормально работали на дистанциях до 600 метров, в то время как немец после 300 метров был практически бесполезен из-за того, что пуля теряла энергию более чем в 7 раз и стрельба была просто бессмысленной.

Однако надежность и скорострельность компенсировали недостатки, как могли, и до конца войны MG.131 нес службу в качестве основного авиационного оружия среднего калибра, устанавливаясь на всех немецких самолетах с 1942 года.



Несмотря на озвученные недостатки, MG.131 оказался достаточно эффективным оружием и пользовался популярностью. Причем, в наземных войсках с удовольствием применяли этот пулемет, заменяя электроспуск на обычный ударно-спусковой механизм.

Достоинства: вес, надежность, скорострельность.

Недостатки: отвратительная баллистика слабого патрона.

5. Hotchkiss Mle.1930. Франция


Нельзя не упомянуть французов. В конце концов, именно пулемет фирмы «Гочкисс» впервые поднялся в небо в качестве авиационного неподвижно установленного стреляющего вперед пулемета. И случилось это 11 февраля 1914 года.



Вообще, легкие и компактные «Гочкиссы» ставились на аэропланы всеми, кто имел к ним доступ. А те, у кого пулеметов не было, старались добыть и сделать копии.

В середине 30-х годов во Франции тоже пришли к выводу о необходимости крупнокалиберных пулеметов. «Гочкисс» вполне подходил как оружие, которое можно было установить, например, в развале цилиндра двигателей «Испано-Сюиза» для стрельбы через втулку винта. Пушек как бы тогда еще не сообразили нормальных.

В 1937 году пулемет получился. Сразу во всех ипостасях, турельный, крыльевой, можно было и в развал цилиндров установить. Единственной серьезной доработкой стало увеличение темпа стрельбы с явно недостаточных 450 выстр/мин до вполне себе нормальных 600. И пневматический механизм перезарядки, довольно оригинальный. 

Патроны поступали из контейнера, соединенного с приемником патронов гибким фидером. Грубо говоря, патроны под действием воздуха поступали в пулемет… самозасыпом, как в митральезе. Зато все было очень просто и не требовало сложных систем подачи.

Единственное, что тормозило введение пулемета в авиацию Франции, стало недостаточное финансирование и некоторое самоуспокоение. Пулемет появился в 1930 году, как следует из его маркировки, но до начала нормальных боевых действий в 1940 году он не был выпущен в достаточных количества.

И это при всем том, что флот и армия очень спокойно использовало 13,2-мм пулемет Гочкисса в качестве зенитного и оружия легкой бронетехники.

Получилась интересная ситуация, напоминающая одну современную страну. В огромных количествах пулеметы Гочкисса и патроны к ним продавались за рубеж. Среди стран-импортеров были Италия (!!!), Испания, Греция, Бельгия, Польша, Китай, Бразилия, Чили. В Японии пулеметы Гочкисс с 1933 года выпускались по лицензии как "Тип 93", являясь основным пехотным крупнокалиберным пулеметом японской армии и флота в годы 2-й мировой войны. 13,2-мм патроны также массово выпускались в Японии по лицензии. 

И Япония оказалась единственной страной кроме Франции, которая стала применять в авиации французский патрон 13,2-мм.

После оккупации Франции немцы вполне нормально использовали трофейные пулеметы Hotchkiss Mle 1930 в подразделениях вермахта, обозначенные как MG 271(f) или в ПВО как "1,32 cm Flak 271 (f)". 

Сохранились отчеты немцев, тестировавших французский пулемет в Германии в 1941 году. Бронебойный патрон 1.32 см Pzgr 821 (е) при угле встречи 30 градусов на дистанции соответственно 100, 300 и 500 метров пробивал плиту из закаленной гомогенной брони толщиной соответственно 12, 10 и 8 мм. При угле встречи в 0 градусов толщина брони увеличивалась соответственно до 22,5, 18 и 14 мм.

Истребители «Потэ-631», которые вооружались этими пулеметами (достоверно) были весьма неплохи. Жаль, что недолго.

Достоинства: мощный патрон с хорошей баллистикой.

Недостатки: скорострельность и вес пулемета.

6. УБ – Универсальный Березин. СССР


Можно очень долго спорить на тему того, кто займет первое место в нашем рейтинге. У пулемета Березина не просто все шансы, а аргументированно его можно назвать лучшим в классе. Не без нюансов, конечно.



Вообще, пулемет был моложе многих одноклассников. БС (Березин синхронный) был принят на вооружение 13 апреля 1939 года. И, жирно подчеркнем, пулемет НЕ ИМЕЛ пехотного/сухопутного аналога. То есть создавался именно как крупнокалиберный авиационный пулемет.

Конструктор пулемета Михаил Евгеньевич Березин реально создал один из оружейных шедевров, которыми мы можем по праву гордиться. А учитывая, что пулемет стал первой работой молодого на тот момент конструктора, то остается только выразить глубочайшее сожаление, что Михаил Евгеньевич прожил так мало.

Как пулемет БС был просто шикарен. Отмечены хорошая живучесть и надежность автоматики. Плюсом была великолепная для крупнокалиберного пулемета скорострельность в 1000 выстр/мин, которая, отметим, падала до 700-800 выстр/мин при работе с синхронизатором.

Зарубежные аналоги зачастую с 800 выстр/мин только начинали разговор.

И немаловажным моментом был патрон 12,7х108 мм. Очень мощный и с весьма хорошей баллистикой. Прибавляем к этому скорострельность и получаем на выходе то, что по массе залпа пулемет Березина превосходил многие 20-мм авиапушки того времени. 

УБ – это Универсальный Березина, хотя можно назвать и усовершенствованным. Пулемет сразу создавался в трех различных вариантах, которые менялись в зависимости от места установки: синхронный — УБС, крыльевой — УБК и турельный — УБТ. При этом основные механизмы и детали всех трех пулеметов были сохранены идентичными, за исключением ударного-спускового механизмов, в который были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой использования данного оружия. В УБК и УБС устаревшая тросовая механическая схема перезарядки была заменена пневматической, для чего над газоотводной трубкой расположили пневмоцилиндр.

Это был первый советский авиационный пулемет, в котором была реализована пневматическая система перезарядки, существенно облегчавшая жизнь летчику и эксплуатацию пулемета в боевых условиях. Всего было выпущено свыше 150 тысяч этих пулеметов.

Понятно, что УБ стал единственным советским крупнокалиберным пулеметом в авиации. Он устанавливался почти на все самолеты ВВС РККА, вопрос был только в количестве. Максимальное – 3 ставили на МиГ-3, истребители Яковлева имели 1-2 пулемета.



Естественно, турельные УБ составляли основу оборонительного вооружения на бомбардировщиках Ил-4, Ту-2, Ер-2, Ар-2, Пе-2, Ил-2. На УБК заменяли штатное вооружение «Бостонов» и «Харрикейнов».



Если сравнить УБ с таким классическим пулеметом Браунинга AN/M2, составлявшем основу вооружения союзной авиации, то стоит сказать, что американец уступал, превосходя только в рекламе. Причем, уступал практически во всем: в темпе стрельбы на 24%, в кинетической энергии на дульном срезе на 15%, массе секундного залпа практически в полтора раза. А еще «Браунинг» был на 8 кг тяжелее. Единственный параметр, где американец был сильнее, это начальная скорость пули. Но этот 1% нельзя считать таким уж преимуществом, если по нашему мнению.

Да и с остальными коллегами по цеху сравнивать непросто. Точнее, если брать MG-131, «Бреда-САФАТ», то превосходство советского пулемета можно охарактеризовать как подавляющее.

Единственным пулеметом, который мог хоть как-то сравняться с УБ, был японский «Тип 3», то есть, американский «Браунинг», заточенный под более тяжелый французский патрон 13,2-мм. 



Достоинства: удачная компоновка и простое устройство механизма, простое заряжание и разряжание, высокий темп стрельбы.

Недостатки: тросовое перезаряжание у турельных версий, малая унификация деталей. 

Категорически запрещалось всеми руководствами при одновременной разборке нескольких пулеметов смешивать их детали.

7. «Браунинг» 0.50 AN/M2. США


В отличие от армейских крупнокалиберных пулеметов, появившихся в начале 20-х годов, американцы возились с авиационным более 10 лет. И на вооружение в итоге пулемет калибром 12,7-мм появился в 1932 году.



Но в итоге для армии, авиации и флота был разработан единый пулемет. Причем, весьма инновационный, как сейчас говорят. Инновации заключались в появлении универсального лентоприемника, работавшего как с левой, так и с правой стороны, едином рабочем механизме, и легкосменном стволе. Также авиационные версии пулемета получили облегченный ствол.

К концу 30-х годов пулемет «.50 Browning AN/M2» стал основным компонентом вооружения авиации США, вытеснив 7,62-мм версию.

Война подтвердила довольно высокие боевые качества пулемета. Американские истребители, вооруженные «Браунингами» дрались повсеместно, от Северной Африки до островов в Тихом океане. Ну а каким сложным противником для немцев были строи «крепостей», ощетинившиеся все теми же «Браунингами», говорить не приходится. 

Авиационные пулеметы Браунинга показали себя неприхотливыми надежными, удобными, сочетавшими в себе достаточную мощь боеприпаса и плотность огня, изделиями.

Американцы считают свой ".50 Browning АN/M2" лучшим стрелковым вооружением, поднимавшимся в небо той войны. И одним из доказательств как раз служило то, что пулемет с удовольствием копировали как союзники, так и противники.



Британцы вообще плюнули на разработку своих систем вооружения и начали вооружаться «Браунингом». 

Вообще, пулемет был хорош, но по сути – золотая середина. Среди большинства мировых образцов он смотрелся вполне ординарно, выделяясь, пожалуй, прекрасной баллистикой. 

Были и нюансы типа слишком жёсткой патронной ленты из цельнометаллических звеньев. Излишняя жесткость вела к перекосам патронов в приёмнике и заклиниванию всей системы при больших углах излома ленты. На ранних моделях P-40 и Р-51 пришлось полностью перепроектировать конструкцию крыльевых батарей, переставив пулемёты вертикально без изломов ленты.

ТТХ участников рейтинга:



Источники:
Евгений Аранов. Авиационные пулеметы Браунинга.
Евгений Аранов. Авиационное вооружение ВВС РККА.
Евгений Аранов. Авиационное вооружение Франции.

Популярное в

))}
Loading...
наверх