Как Белый лебедь стал Чёрным

Что означает первый полёт нового Ту-160М.
Модернизированный российский ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М совершил свой первый полёт спустя два года после торжественной выкатки. Это, несомненно, новая страница в истории российской авиации, так как мы смогли не только восстановить, казалось бы, навсегда утраченные технологии, но и сделать шаг к созданию ещё более совершенной машины.

На днях первый Ту-160М совершил свой первый полёт, в ходе которого были выполнены необходимые проверки обновлённых систем и оборудования, установленного в рамках глубокой модернизации самолёта.

Два года назад наш проект уже рассказывал о начале работ по превращению легендарного «Белого лебедя» Ту-160 в Ту-160М — самолёт, оснащённый новым пилотажно-навигационным оборудованием, бортовым комплексом связи, системой управления, радиолокационной станцией и другими современными системами, сохранивший при этом все преимущества предшественника, который остаётся самым большим в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом, самолётом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжёлым среди всех боевых самолётов планеты, на счету которого свыше 40 мировых рекордов. Недаром модернизированную версию уже называют «Чёрным лебедем» вместо «Белого», намекая на его способность быстро и неожиданно изменить ход мировой истории. Но у него есть и другая задача — не военная, а инженерная.

Восстать из пепла

Ту-160М не создан с нуля, а является обновлённой версией самолётов ещё советского производства. Создать такой же с нуля — непростая задача, так как после краха СССР уникальные технологии были утрачены. Самолёт на 30 % состоит из титановых сплавов. Титан — чрезвычайно сложный материал для сварки: если сваривать детали из него на воздухе, то он просто горит, поэтому сварка осуществляется только в вакууме или в нейтральной среде. Но где взять вакуумную камеру для сварки центральной титановой балки, хребта самолёта, длиной свыше 12 метров? В советское время над этой задачей трудились 26 научных институтов, и их усилиями было создано чудо техники — установка электронно-лучевой сварки и отжига, которую разместили на Казанском авиационном заводе. Установкой не обладала ни одна другая страна в мире, и её без сомнений можно было считать нашей национальной гордостью. К сожалению, в годы разрухи цех был заброшен и мало кто верил, что когда-то он заживёт вновь.

Уже скоро!

Однако уже в 2016 году началось восстановление уникального производственного комплекса, а в 2017 году он заработал и приступил к сварке первых крупных титановых элементов Ту-160. Задействованная установка электронно-лучевой сварки является самой большой и мощной в мире. Вскоре здесь спустя десятилетия возобновится строительство новых самолётов Ту-160, которые получат название Ту-160М2. Поэтому модернизированный вариант, совершивший на днях свой первый полёт, необходим для того, чтобы испытать установленное на нём новое оборудование, которое впоследствии будет стоять и на М2.

По последним данным, совершенно новый Ту-160М2 совершит свой первый полёт уже в следующем году, а к 2027-му будет создано 10 таких самолётов. Учитывая его способность нести новейшее ракетное вооружение и непревзойдённые технические характеристики, можно будет говорить о существенном усилении оборонного потенциала России.

Евгений Супер

Источник ➝

«Калибры» и «Ониксы» в комплекте. История начинается с пушек, отлитых на Олонецких заводах

История создания огневой мощи отечественного ВМФ нашла полное и яркое отражение в новом фундаментальном труде издательского дома «Столичная энциклопедия».

Авторами выступили главные конструкторы, руководители ведущих предприятий «оборонки», ученые. На страницах представлены морская артиллерия, торпедное и противоторпедное, минное и противоминное вооружение, бомбометы, противолодочные и ракетные комплексы, системы информации, навигации, управления и целеуказания, командные и гироскопические приборы.

Стоит отметить, что очерки о создании БРПЛ были подробно описаны ранее в сборнике «История развития отечественного ракетостроения» (ИД «Столичная энциклопедия», 2014).

В главе «Морская артиллерия» рассказывается о ее становлении и развитии с XVII века по наши дни. Описан вклад Олонецких заводов, санкт-петербургского «Арсенала», Обуховского, «Титан-Баррикады», Московского орудийного, Юргинского, Красноярского заводов, КБСМ и ЦНИИ «Буревестник». Опубликованы данные о новейших артиллерийских системах ВМФ России.

О противолодочных комплексах, торпедном, минном, противоторпедном и противоминном вооружении и бомбометах рассказывается в статьях концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор», НИИ мортеплотехники, коломенского КБМ, Корпорации МИТ, ГНПП «Регион» и НПО «Сплав».

Отдельная глава посвящена истории создания ракетных комплексов «Оникс», «Яхонт», «Бастион». Об этом вспоминают ведущие специалисты реутовского НПО машиностроения. Статьи о противолодочных комплексах с ракетоторпедами и новейших «Калибрах» подготовлены в екатеринбургском ОКБ «Новатор». Подробности разработки и производства ПКР раскрываются в очерках, написанных сотрудниками МКБ «Радуга», корпорации «Тактическое ракетное вооружение», ТАНТК им. Г. М. Бериева, Обуховского и Юргинского заводов. Об истории новейших зенитных ракетных комплексов для ВМФ рассказывается в статье МКБ «Факел» им. академика Грушина, в материалах центров «Альтаир» и НИЭМИ, ФНПЦ «Титан-Баррикады».

Завершает книгу глава о создании систем информации, навигации, управления, целеуказания, о разработке командных и гироскопических приборов для надводных кораблей и подводных лодок. Авторы – руководители и ведущие научные специалисты концернов «Гранит-Электрон» и «ЦНИИ «Электроприбор», калужского приборостроительного завода «Тайфун», НПФ «Меридиан».

Как и все книги ИД «Столичная энциклопедия», сборник содержит большое количество иллюстративных и справочных материалов, хронографию головных предприятий и организаций, обширный список литературы по теме.

Рогатка лучше миномета. В Первую мировую обе стороны взялись за старое

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх