Последние комментарии

  • Виктор Ляхов
    Супер. Россия вперёд. Европа подотрите сопли и подумайте что в результате вы добились и получили. А получили вы все б...Российские вертолётоносцы назовут в честь «Мистралей»
  • Александр Лук
    Несколько похож на наш Су-2, только толще.Боевые самолеты. «Скотина», которая адская утка
  • Вадим Поторочин
    Американцы потеряли два самолета, потопив эскадренный миноносец «Суцунами... Наверное, всё-таки, "САЗАНАМИ"? Корабль ...Боевые самолеты. «Скотина», которая адская утка

Титановый рекордсмен Севмаша

Водородная бомба в 100 мегатонн, лидерство в космосе… Для абсолютного подтверждения колоссального потенциала советской промышленности в 1960-е годы не хватало лишь одного – полной защиты от американских авианосцев и военных баз вокруг границ. Большие надежды на опережение противника и победу в борьбе за господство в Мировом океане возлагали на отечественный подводный флот.

Гарантом безопасности стало строительство уникальной атомной подводной лодки проекта 661 на заводе № 402 (сейчас Севмаш).

Подводная лодка будущего

В 1958 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании новой скоростной подводной лодки. Стране нужен был атомоход, способный не только догнать любой корабль, но и в считанные минуты уничтожить его. Правительственное задание выполняли всей страной – над принципиально новым кораблем трудилось более 400 организаций. Руководителем проекта назначили начальника центрального конструкторского бюро-16 (ныне СПМБМ «Малахит») Николая Исанина, а главным конструктором реакторной установки нового типа – директора научно-исследовательского института-8 Николая Доллежаля (сейчас Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники). 

АПЛ проекта 661 должна была стать атомной подводной лодкой будущего. Конструкторам официально запретили использовать «традиционные» технические решения, отработанные на других кораблях. Такой задачи история судостроения еще не знала. В этом проекте были реализованы сотни революционных идей, главная из которых – строительство атомохода из титанового сплава, одного из самых передовых материалов космического века. Он не подвержен коррозии, не намагничивается, а по весу почти вдвое легче стали. Новый металл позволял будущим подводным лодкам освоить новые, значительно большие глубины. 

«Серебряный кит»

Задачу по строительству поручили заводу № 402, к тому времени успешно сдавшему Военно-морскому флоту первую отечественную атомную подводную лодку «Ленинский комсомол». 28 декабря 1963 года подводный корабль проекта 661 заложили в сборочно-стапельном цехе № 42. Зрелище получилось необычное: в свете прожекторов перед участниками торжественного события предстала секция серебристого цвета. Впоследствии этот цвет в сочетании с обтекаемыми обводами сформированного корабля дал повод называть АПЛ «серебряным китом». 

Корабелам, подобно тому, как в XIX веке от деревянных судов переходили к железным, теперь предстояло освоить вместо привычной стали новый сплав из титана. Это был научный прорыв. Характер нового для судостроения металла был известен лишь приблизительно, и на первых порах он принес значительно больше трудностей и проблем, чем преимуществ. Но шаг за шагом кораблестроители познавали особенности нового материала. Малейшие посторонние примеси делали его хрупким, а от удара или трения титан загорался даже при комнатной температуре. 

Сборочно-стапельный цех превратился в настоящую опытную лабораторию, сварочные работы требовали ювелирной точности, беспрекословной чистоты. Все стены и строительные конструкции цеха были очищены от пыли и грязи, окрашены масляной краской светлых тонов, рабочие носили белую робу. Возникали большие проблемы в антикоррозийной защите при контакте разнородных металлов. 

Работали на износ: до поздней ночи горел свет в кабинетах, где трудились инженерные кадры от главного конструктора до рядового технолога, в цехе люди работали сутками, пока не добивались необходимых результатов. На всех промежуточных операциях осуществлялся строжайший контроль, на заводе появилась новая специальность – рабочий по защите (в народе – «поддувальщик»), который работал в паре со сварщиком и обеспечивал защиту разогретого металла с обратной стороны сварного шва. 

Трудно приходилось не только корпусникам. На разных стадиях приходилось дорабатывать и совершенствовать оборудование корабля буквально «на ходу». Все было новым: применялась телемеханика, которая значительно сократила протяженность кабельных линий и число отверстий в водонепроницаемых переборках, использовались телекамеры для наблюдения за работой систем в опасных для человека местах, было задействовано уникальное оборудование.
В итоге стоимость лодки оказалась очень высокой. Атомная подводная лодка проекта 661 получила прозвище «золотая рыбка». 

Голубая лента скорости

По своему совершенству первый подводный корабль из титана ни в чем не уступал кораблю космическому. На испытаниях был установлен абсолютный рекорд скорости, не превзойденный до сих пор ни одним флотом мира. 

Контр-адмирал Николай Мормуль писал: «Представьте себе металлический цилиндр весом шесть тысяч тонн, несущийся под водой со скоростью 42 узла (примерно 78 километров в час). При такой скорости на глубине 100 метров появлялся шум, напоминающий гул самолета. Эта скорость была достигнута при 80 % мощности главной энергетической установки». 

В Москву была отправлена шифровка: «Докладываем: «Голубая лента скорости» в руках советских подводников». Настроение экипажа и сдаточной команды было приподнятым, однако после испытаний на заводе АПЛ узнали лишь по обводам: сошла краска, загладились сварные швы, потоком воды сорвало дверь ограждения рубки, три лючка в надстройке и обтекатель буя. 

31 декабря 1969 года был подписан приемный акт. Выполнив на полной мощности энергетической установки проверку скорости хода на мерной миле, атомная подводная лодка установила абсолютный рекорд подводной скорости – 44,7 узла. Уникальные боевые качества атомохода позволили длительное время преследовать ударный авианосец США в Атлантике. 

Строительство и передача Военно-морскому флоту атомной подводной лодки проекта 661 открыли новую эпоху в судостроении. Корабелы Севмаша получили гордое звание «укротителей титана», а сам атомоход с бортовым номером К-162 стал символом научно-технического величия страны в то время. Сейчас на защите морских границ стоят новые подлодки, высокотехнологичные атомоходы четвертого поколения. И для них, как и для их титанового предшественника, нет невыполнимых задач. 

Рекорды АПЛ К-162

1. Самая быстрая атомная подводная лодка. 

К-162 достигла под водой скорости 44,7 узла, что примерно равно 83 километрам в час. Этот рекорд не превзойден ни одним флотом мира. 

2. Поистине золотая. 

По данным некоторых источников, стоимость проектирования  и строительства проекта 661 –240 миллионов рублей (по официальному курсу того времени– чуть больше 200 миллионов долларов). Однако оптимисты говорят, что сказочное имя, данное АПЛ, означало возможность корабля выполнить любое желание своей команды. 

3. Обладающая неограниченными возможностями.
АПЛ К-162 могла решить любую поставленную задачу: догнать и преследовать военный корабль, а при необходимости его уничтожить не составляло труда. Например, в дальнем походе
в Атлантику атомоход «висел на хвосте» авианосца США «Саратога». Несмотря на то что американский корабль развивал и удерживал скорость в 30 узлов, оторваться он так и не смог. 

4. Единственная в своем роде.
По проекту 661 была построена всего одна лодка. Причиной этого, кроме дороговизны, явились тактико-технические характеристики, которые быстро устарели. Однако на АПЛ К-162 отработали большое количество нововведений, которые в улучшенном виде реализовали на подводных кораблях других проектов. 

Публикация из журнала «Завод» (№4, 2019 г.). Автор — Элина Никулина.

https://sevmash.livejournal.co...

Загрузка...

Популярное в

))}
Loading...
наверх