Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Мир оружия»
Вы хотите запомнить сайт «Мир оружия»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мир оружия и военных технологий

Читать

Спустя годы водолаз рассказал, что он увидел в "Курске"

развернуть
Спустя годы водолаз рассказал, что он увидел в "Курске"

12 августа исполняется шестнадцать лет со дня трагедии атомной подводной лодки «Курск», в которой погибли все 118 членов экипажа.

 
Спустя годы водолаз рассказал, что он увидел в "Курске"

 

«ПРИБОРЫ БЫЛИ ЗАКРЕПЛЕНЫ»

 

Звезда героя на кителе командира спецотряда водолазов капитана 1-го ранга Андрея Звягинцева - единственная награда, которая одновременно повод и для гордости, и для скорби. Ничто в этом мире не сможет заставить его забыть август 2000 года, когда его команде, неспешно собирающейся на плановые учения, был дан срочный приказ отправляться в Баренцево море. На связь не вышел атомоход «Курск».

 

- Сразу стало понятно, что дело серьезное, - вспоминает Андрей. - Однако мы даже близко не понимали, насколько все страшно. Никакой паники не было. Собрались, поехали. По пути разговоры были только о работе.

 

Водолазы узнали о трагедии одними из первых. И неспроста. На учениях они как раз планировали отрабатывать подобный сценарий. Вот только на то, что с ним придется столкнуться в жизни и так скоро, они не рассчитывали.

 

- Какая-то мгновенная растерянность, какая-то боль, - делится Звягинцев. - Но она нас не сковала, а наоборот, заставила собраться.

 

Командир честно признается: спасатели были не готовы. Не духовно или профессионально, а технически.

 

- У нас не было той технической мощи, которая имелась в Советском Союзе, - грустно объясняет водолаз. - Были подготовленные люди, это да. Но этого не хватило.

 

Спасатели долго готовились к погружению. Однако время поджимало. А тут еще и погода, словно намерилась помешать вытащить подводников из стального гроба. Было тяжко осознавать, что они не в силах помочь морякам. Все это давило на психику.

 

- Первая мысль была о том, что гибнут моряки российского флота. Наши коллеги. Наши братья. Наши друзья, - вспоминает Андрей.

 

К счастью, спасателям было не до новостей и они не слышали критику в свой адрес, которая звучала со страниц газет и телеканалов. А вот прибывшие на помощь иностранные коллеги оценили их действия как профессиональные и правильные. Правда, легче от этого не стало.

 

ПЕРВЫЙ СПУСК

Спустя годы водолаз рассказал, что он увидел в "Курске"

 

И вот, наконец, спуск под воду. Погружение шло в не самых простых условиях, но спасатели не собирались отступать. Двадцать метров, пятьдесят, сто...

 

- Знаете, даже сейчас мне больно вспоминать, каким я увидел «Курск» в тот раз, - Звягинцев делает паузу, пытаясь подобрать слова. - Представляете, атомный крейсер, гордость российского флота. И вот он безжизненный там, во тьме воды. Видеть мертвую лодку на глубине и в таком состоянии - это больно.

 

Андрей совершил больше погружений к «Курску», чем кто-либо другой. Более 870 часов, проведенных под водой на глубине ста метров. Но именно тот первый раз стал для него моментом, который он будет помнить всю жизнь, который будет ему сниться.

 

Водолаз не любит рассказывать, что он первым вошел в искореженную подлодку. Хотя тогда с этой работой не смогли справиться даже иностранные профессионалы. А вот его отряд смог. Возможно, помогло напутствие родственников экипажа.

Спустя годы водолаз рассказал, что он увидел в "Курске"

 

- Мы как раз решали, насколько опасно было бы попытаться проникнуть на борт, когда к нам пришли родные ребят с «Курска», - делится Звягинцев. - Они тогда уже знали, что мы хотим сделать, и попросили наше руководство не разрешать нам эту операцию, если риск слишком большой. Сказали: «Если море уже забрало наших ребят, то пусть хоть остальных не тронет». Но мы все равно решились.

 

МЕРТВАЯ ПОДЛОДКА

 

Мало кто знает подробности первого посещения лодки. В то время спасателям было не до журналистов. Они отчитывались только перед своим начальством и прокуратурой. Так что кошмар затонувшей субмарины не стал достоянием общественности.

 

- Внутри все было перевернуто. На местах остались только закрепленные приборы. Везде на стенах черные разводы. Видно было, что вода несколько раз то заполняла отсеки, то наоборот спадала, - рассказывает спасатель. - Безжизненный корпус, а не боевое судно.

 

Звягинцев вспоминает, что никакие личные вещи в тот момент ему на глаза не попадались. Да и не время было их искать. Уже потом, когда нашли тело капитана Колесникова и записку при нем, а также другие личные вещи моряков, удалось составить картину трагедии.

 

- Нам необходимо было оценить состояние субмарины, что могло в ней произойти. Но в отличие от многих, кого там не было, мы не делали никаких предположений о том, почему произошла авария, - предрекая мой будущий вопрос, уточняет Андрей. - Мы - трансляторы. Увидели что-то, поднялись на поверхность и рассказали. Времени строить теории у нас не было.

Спустя годы водолаз рассказал, что он увидел в "Курске"

 

 

 

 

АПЛ "Курск" после подъёма

Спустя годы водолаз рассказал, что он увидел в "Курске"

Через несколько лет за эту работу Звягинцев получит звание Героя России. Но почетная награда для него менее ценна, чем благодарности родных экипажа. Со многими из них он общается до сих пор. И временами не может понять, чем он заслужил их внимание, ведь ребят они спасти все же не смогли. И тогда хочется снять с кителя высокую награду.

Спустя годы водолаз рассказал, что он увидел в "Курске"

Источник: http://novostionline.net/

https://cont.ws/post/311426


Опубликовал Игорь Молд , 05.07.2016 в 11:22

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Дарья
Дарья Александр Перов 6 июля 16, в 01:49 Мне папа только что сказал - кителя на флоте ПРИ НЁМ - были.И в них стояли вахты, и были на дежурстве. Это как раз - на КОРАБЛЯХ. В штабах, может, и не было кителей. Там, ведь, и матросов в подчинении почти не было: никаких самоволок, никаких пьянок - для чего в штабах кителя ? Текст скрыт развернуть
8
Александр Перов
Александр Перов Дарья 6 июля 16, в 08:46 Когда я был молодым офицером, кителя были - синие, со стоячим воротником, носил много лет. Их отменили где- то в 80-х годах, а в публикации речь идет о значительно более позднем времени. Текст скрыт развернуть
4
Александр Перов
Александр Перов Александр Перов 6 июля 16, в 09:17 Добавлю, что Колесников был не капитан, а капитан-лейтенант. В перечне званий офицеров корабельной службы капитан отсутствует. Истины ради замечу, что на корабле капитан может быть - это доктор, капитан медицинской службы. Текст скрыт развернуть
7
анатолий дворников
анатолий дворников Александр Перов 6 июля 16, в 19:39 Не надо уходить от поставленного вопроса об отверстии в правом борту. А так же какой смысл отрезать первый отсек когда там нет ни боеприпасов могущих взорваться , ничего другого опасного. Вот только американцы сплоховали и отверстие от МК-48 ,кажется, оставили ,наверное на память. И куда девалась вторая металлическая масса лежавшая неподалёку от нашей лодки , о ней и об иностранном аварийном буе говорил Министр Обороны России. А уводить разговор на кителя и тужурки, говоря о таких серьёзных вещах, не солидно. Текст скрыт развернуть
6
Наталья иНиколай Кураевы
Наталья иНиколай Кураевы Александр Перов 6 июля 16, в 20:52 Александр Вы не правы на флоте кителя есть, кителя одевают при заступлении на вахту, дежурство, патруль, какой то наряд. а тужурка это повседневная форма одежды. Текст скрыт развернуть
-3
Александр Перов
Александр Перов Наталья иНиколай Кураевы 6 июля 16, в 22:35 Кто офицер флота - я или кто-то из вас? Посмотрите комментарии ниже, я уже это разъяснял. Текст скрыт развернуть
4
Александр Перов
Александр Перов анатолий дворников 6 июля 16, в 22:43 Да не было никакого отверстия в правом борту. Вы его где видели? Найдите самую правдивую книгу об этих событиях Бориса Кузнецова, на ситуацию посмотрите по иному, если полагаете, что капитан 1 ранга, прослуживший 30 лет, не владеет информацией. А что касается терминологии, то, как говорится, "точность - вежливость королей и искусство штурманов". Если позволяют себе неточности в малом, можно ждать их и в более серьезном. Текст скрыт развернуть
4
Андрей Баканин
Андрей Баканин Александр Перов 8 июля 16, в 07:59 Про "боевое судно" это Вы верно подметили. Но, думаю, что это уже пересказ автора статьи слов подводника. Не судите строго. Хотя, я с Вами согласен: пишешь про море про флот - будь в теме. Текст скрыт развернуть
0
серый (topol60)
серый (topol60) анатолий дворников 9 июля 16, в 01:06 При взрыве торпеды или мины, снаряда входящая дырка как вы выражаетесь не сохраняется, а получается от взрыва дырища. Текст скрыт развернуть
0
анатолий дворников
анатолий дворников серый (topol60) 10 июля 16, в 19:30 В французском фильме "Подводная лодка в мутных водах" подробно описан принцип работы МК-48 и аккуратное круглое отверстие считается её фирменным знаком, это не брандер петровский. Текст скрыт развернуть
1
анатолий дворников
анатолий дворников Александр Перов 10 июля 16, в 19:37 Вы знаете при первых показах Курска, поставленного в док, операторы, может по ошибке, показали как раз правый борт аккуратным отверстием. Сам видел на фоне генерального прокурора. В последнее время появилось много "писателей и очевидцев" довольно туманно пишущих про различные происшествия . Создаётся мнение, что они служат дымовой завесой для создания общественного мнения по заказу. Очень жаль, что некоторые из них прослужили многие годы и сейчас портят мнение о себе. Хотя -это их дело. Текст скрыт развернуть
2
серый (topol60)
серый (topol60) 6 июля 16, в 00:05 К чему эта статья не понятно . но еще не понятнее эта фраза:"Командир честно признается: спасатели были не готовы. Не духовно или профессионально, а технически." Со слов автора спасатели как раз собирались на отработку учения , теоретически по такой же схеме лодка повреждена вывод личного состава. Вопрос автору на какой технике собирался наш герой отрабатывать учение. Текст скрыт развернуть
12
Александр Зонов
Александр Зонов серый (topol60) 6 июля 16, в 03:31 Я не пойму фразу: "Видно было, что вода несколько раз то заполняла отсеки, то наоборот спадала, - рассказывает спасатель"
Как это? Лодка на глубине 100 метров. Не управляемая. С развороченным корпусом. Что может заставить воду то заполнить отсек, то "спасть"?....
Текст скрыт развернуть
10
серый (topol60)
серый (topol60) Александр Зонов 9 июля 16, в 00:50 На ваш вопрос затрудняюсь ответить. В затопленном отсеке прибоев нет, это я знаю точно. Такое может быть при подьёме лодки, когда пытаются продуть отсеки воздухом. Текст скрыт развернуть
0
николай талалаев
николай талалаев 6 июля 16, в 07:36 Потопленная АПЛ вечный упрек живым за не отомщенных подводников. Текст скрыт развернуть
4
Валерий Ломакин
Валерий Ломакин 6 июля 16, в 08:51 гриф не снят Текст скрыт развернуть
2
Александр Ляшенко
Александр Ляшенко 6 июля 16, в 14:45 Один вопрос,зачем отпилили носовую часть, кто скажет? Текст скрыт развернуть
2
серый (topol60)
серый (topol60) Александр Ляшенко 9 июля 16, в 00:57 Версий несколько, но основную выдвинули из-за разбросанного БЗ, а точнее торпед. При подьме могли быть угрозой. Если судить по фото лодки в доке, то в отсеке просто хлам и металлолом. Текст скрыт развернуть
0
Еремей Лесов
Еремей Лесов 6 июля 16, в 21:53 Спасибо за память. Многое ещё остаётся в тумане, хотя в своё время информация была публиковалась, но к ней не привлекли внимание. Текст скрыт развернуть
0
вячеслав харченко
вячеслав харченко 6 июля 16, в 22:45 Страшное дело, для меня лично подводники всегда были самыми крутыми мужиками, даже летчики и космонавты, как то не так, в небе ,хотя бы есть парашют, тут, по сути ,ничего, тьма и двадцать атмосфер вокруг.Друг служил на подобном крейсере класса " тайфун", семь лет, ушел на берег в 95г.,много чего порассказывал.Когда обьявили об аварии и о том, что лодка лежит на дне, понятно было, что живых оттуда не достать, кто виноват, другой вопрос, но почему такая система спасания, по большому счету, никакая, или технологии дороже жизни экипажа. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 310
Комментарии Facebook
Читать